В игре дано новое дыхание знакомым советским мотивам, однако действие происходит в 1955 году, что на восемь лет позже по сравнению с другим культовым проектом — "L.A. Noire", где события разворачиваются в 1947 году. Так как же локализаторы справляются с такими приключениями и культурными кодами, когда персонажи говорят на русском?
- Ключевое отличие "Atomic Heart" от "L.A. Noire" заключается в том, что первая не стремится к исторической точности. Игра погружает игроков в уникальный и эклектичный арт-дизайн, заполненный советскими атрибутами.
- При этом разработчики утверждают, что в их проекте заложена эклектика, а не попытка создать историческую реконструкцию. Один из персонажей живет в необычном доме с реактивным двигателем, где соседствуют икона и квантовый компьютер.
* Этот пример — всего лишь капля в море сюрреализма, который наполняет мир "Atomic Heart".
Сюжет игры оставляет простор для размышлений о том, нужно ли встроенное советское своеобразие в её структуру:
- В Mundfish могли бы просто перенести главного антагониста, который вызывает ассоциации с Эндрю Райаном из BioShock, в образ современного бизнесмена, например, Билла Гейтса.
- При этом технологии, используемые в игре, такие как нейронная сеть «Коллектив 2.0», легко можно было бы заменить на актуальные темы, как, скажем, вакцинация от коронавируса. Сюжет с минимальными изменениями мог бы всецело соответствовать современным реалиям.
Несмотря на то, что "Atomic Heart" вполне себе отдалена от реального СССР, множество авторов обзоров отмечают, что игра вызывает у них ностальгические чувства:
- Это парадоксально, поскольку явно выраженного ощущения «Раньше было лучше» в ней найти сложно. Ностальгия здесь исходит не столько из исторических отсылок, сколько из знакомых звуков и образов. Например, фрагмент из известного мультфильма «Ну, погоди!» показывает, как разные элементы культуры создают ощущение комфорта и узнаваемости.
- Одной из главных проблем, связанных с переносом "Atomic Heart" на международный рынок, является ее культурный код. Многие элементы, которые в России вызывают эффекты узнавания и восторга, в других культурах остаются незамеченными. При этом связь с локальной культурой оказывается чрезмерной для иностранного игрока.
Проект Atomic Heart изначально начинался с акцента на арт-дизайне:
- Как утверждает арт-директор, выбор сеттинга обусловлен не просто ностальгией, а скорее эстетическим интересом.
- Директор студии также отмечает: «Мы не думаем о каком-либо политическом контексте».
- Таким образом, можно утверждать, что историческая правдивость остается вне обсуждений. В игре ее не больше, чем в магазине сувениров, где можно найти цветные ушанки и матрешки.
Ностальгия и амнезия, как заметил историк Майкл Каммен, "действуют противоречиво по отношению к осмыслению истории". Чем более неясным становится наше восприятие прошлого, тем быстрее возникает «реставрирующая ностальгия».
Однако опасность заключается в том, что подобная ностальгия трансформирует прошлое в идеализированное место, лишенное сложных жизненных вопросов!